5 августа 1943 года в Москве в 24 часа прогремел салют 120 орудий —
в честь освобождения Орла и Белгорода. По традициям Суворова прогремела слава русской армии, Красной Армии, выигравшей величайшую в истории битву.
Битва на Курской дуге переломила ход войны. Ещё шли бои за Белгород и Орёл, а в Ставке Главнокомандующего прорабатывались и уточнялись детали новых наступательных операций.
4 августа 1943 года Сталин прибыл в деревню Хорошево под Ржевом Калининской области, где встретился с командующими фронтами В.Д. Соколовским и А.И. Ерёменко. Прорабатывались будущие Невельская, Духовщинско-Смоленская и Велижско-Усвятская операции. 5 августа 1943 года известие о взятии Орла, а затем и Белгорода, достигло Хорошево. Верховный Главнокомандующий предложил отметить эти события салютом. В этот же день был подписан соответствующий приказ.
Генерал армии С.М. Штеменко вспоминал в своих мемуарах:
«Генерала Антонова и меня вызвали в Ставку. «Читаете ли военную историю?» — обратился Верховный к Антонову и ко мне. Мы смутились, не зная, что ответить. Вопрос показался странным: до истории ли нам было тогда! А Сталин между тем продолжал: «Если бы вы её читали, то знали бы, что ещё в древние времена, когда войска одерживали победы, то в честь полководцев и их войск гудели во все колокола. И нам неплохо бы как-то отмечать победы более ощутимо, а не только поздравительными приказами».
Сталин дал указание выпустить 12 залпов из 120 орудий с интервалом ровно в 30 секунд. Первый залп должен был прозвучать сразу после заключительных слов радиовыступления Левитана, в котором он сообщал об освобождении Орла и Белгорода.
После 23 часов голос Левитана каждые пять минут сообщал по радио:
«Сегодня, между 23 часами и 23 часами 30 минутами будет передано важное правительственное сообщение».
Напряжённое ожидание – и вот по радио звучит торжественный приказ:
«Сегодня, 5 августа… в 24 часа столица нашей Родины будет салютовать нашим доблестным войскам, освободившим Орёл и Белгород, 12 артиллерийскими залпами из 120 орудий».
Читая приказ о первом салюте, Левитан ошибся и прочел «салютовАть», в то время как существовавшая тогда норма русского языка требовала говорить «салЮтовать». В результате оговорки диктор был наказан, но норма была изменена.
Салют взбудоражил москвичей. Несмотря на позднее время, люди высыпали на улицу, все поздравляли друг друга, обнимали, плакали, кричали: «Ура!»... Это был, по сути, первый Праздник с начала Войны.
Близится День Победы. Близится день возмездия. Близится день нового великого салюта в честь Русской Армии, салюта во славу всем, потрудившимся ради свободы и счастья Родины нашей.
Ура!